Как должно выглядеть идеальное задержание любителя приборного поиска?
Или почему дела блогеров копателей не доходят до суда.
Я думаю, что многие из вас, дорогие читатели, кто увлечен приборным поиском и те, кто считает это хобби преступлением направленным на разрушение археологического наследия России, хотя бы раз задавались вопросом. А почему блогеров по копу, ни разу не осудили по распространенной в нашей среде статье КоАП РФ Статья 7.15. «Проведение археологических полевых работ без разрешения»???
И действительно почему???
Ответ прост, потому что законодательство, которым пытаются регулировать приборный поиск, создано и работает только для охраны археологических объектов. И, пробовать применять его на теме копа, копателей и приборного поиска. Это всё равно, что пытаться натянуть презерватив на глобус, тем более если это глобус Блау.
Тогда по порядку.
Первое. Для того, что бы задержать человека блуждающего с металлоискателем по полю или другим природным ландшафтам, у сотрудника полиции должно быть основание. То есть, для того, что бы задержать гражданина в ходе копа, у сотрудника полиции должно быть четкое понимание того, что гражданин совершает правонарушение. А, что является правонарушением по нашим статьям?
- Это археологические раскопки без открытого листа. Согласно закону, археологические раскопки это работы в границах археологических объектов. Значит, любая деятельность за границами археологических объектов, никак не может быть признана археологическими раскопками.
- Поиск и, или изъятие археологических предметов. В той статье УК много понятий. В том числе, и про следы старше 100 лет, и про культурный слой. Только, никто не читает комментарии к той самой статье УК. А там, есть пояснение Верховного суда РФ, что фактом законченного преступления является разрушение культурного слоя. Не извлечение и хранение неких предметов, а именно разрушение культурного слоя. Уловили суть? Если нет, то пишите в комментариях.
Думаю, кто понял, тот усвоил, что задерживать копаря в ходе копа сотрудник полиции может, только если он четко знает, что на этом месте есть археологический объект. В противном случае сотруднику полиции, при грамотных действиях гражданина, может прилететь административное взыскание, а все материалы по задержанию будут признаны незаконными.
Что из этого выходит?
Второе. Если сотрудник полиции, всё же настойчиво решить задержать копаря на месте преступления, ему будет необходимо, без контакта с подозреваемым доказать, что на месте, где тот копал, есть культурный слой. Для этого нужно пригласить на «разрушенное» копателем место археологов. Те должны провести историко-археологическую экспертизу, в ходе которой выявить признаки культурного слоя и подъемного материла, установить границы культурного слоя и глубину его залегания. Затем археологии должны будут составить паспорт археологического объекта и отправить его на регистрацию в орган управления археологического наследия.
И, только после того, как археологический объект будет зарегистрирован в едином государственном реестре, только тогда, сотрудник полиции может приехать по адресу проживания гражданина и громко сказать «Ага!!! Вот ты и попался голубчик!!!» Простите за иронию, вырос на добрых советских фильмах о милиции. И, да, все копатели должны понимать, что по теме нарушений в области археологии действует принцип обратной силы. Это когда нарушение может быть признано преступлением, даже если на момент нарушения это не было преступлением.
Так что, понимайте, когда копатель в соцсетях заявляет, что мы ничего не нарушаем если не ходим по архам. Это неверное заявление. Если будет доказано, что вы копали на не выявленном ещё археологическом объекте, вам гарантирована статья и возможно даже, уголовный срок.
Но, тут есть один интересный момент.
Третье. Дело в том, что все вышеперечисленные действия по постановке археологического объекта на учет, должны быть проведены в срок не более трёх месяцев. Есть такое понятие, как срок давности по административным делам. И, составляет он, три месяца с момента выявления административного правонарушения. Именно выявления, а не составления административного протокола. Поэтому, если деятельность копателя на поле зафиксировали 1-го мая, а материалы в суд подали 2-го августа, суд автоматически прекращает данное делопроизводство, в пользу ответчика.
А что же по уголовной статье УК РФ Статья 243.2.???
Тут нужно понимать, что принимали эту статью в 2013 году именно по заявке археологов и исключительно для защиты уже выявленных памятников археологии. Курганы, могильники, городища. Смысл этой статьи в том, что бы наказывать сознательных и организованных преступников. То есть, для того, что бы применить данную статью, нужно получить доказательство того, что преступники имели умысел на разрушение археологического объекта. Что они заранее знали о том, что идут (едут) копать археологический объект.
Сделать это сложно и это уже оперативная работа совсем другого уровня. Именно поэтому, статью крайне редко применяют, для пресечения деятельности простых полевых копателей.
Финал.
Вот, такая она реальность нашего законодательства. А тем гражданам, что обвиняют сотрудников полиции в бездействии по теме «чёрных археологов», предлагаю записаться в добровольцы и волонтёры, и за свой счёт проводить регистрацию выявленных археологических объектов.